Счетчики

WWDC2011: День многих обид

Несмотря на то, что ваш покорный слуга постоянно появляется в обществе со смартфонами на Android, WP7 или дажеRIM OS, среди знакомых я до сих пор числюсь по классу т.н. «яблофагов». Вероятно, именно поэтому первое письмо, которое получил после окончания презентации Apple шестого июня было от знакомой программистки — конечно же, с вопросом «ну как оно тебе?». «Оно» меня даже заставило задуматься — минут так на пять: а действительно, как? Подумав немного, я ответил так: «Восхитительно. Мысленно аплодирую. Никогда не видел, чтобы столь красиво плевали в такое количество чужих тарелок с супом одновременно». Понимаю, что звучит немного экстравагантно, поэтому сейчас расшифрую мысль.

Как пресса обычно освещает типовую презентацию Apple? Аккуратно перечисляет представленные новшества и помаленьку измышляет, кому с этого будет хорошо. Я же, читая онлайны и слушая (видеопоток быстро пал смертью храбрых) «партизанское» прямое включение, почему-то в этот раз мысленно подсчитывал, кто в тот день должен подавиться тостом за утренним кофе, а кто — и вовсе в бешенстве кинуть стулом об стенку. И нет, я по очевидным причинам не имею в виду конкурентов. Больше того, я уверен, что в том же Маунтин-Вью с удовлетворением следили за соперником, копирующим одно из главных преимуществ интерфейса Android — систему уведомлений с выпадающей верхней панелью (как знать, может еще и за это повоюют в суде). Да и вообще, презентация настроила гугловцев на шутливый лад: «Реально, отличное выступление Apple — масса положительных новостей! С нетерпением жду, какие новшества принесет нам 2009-й.» Кто же тогда должен быть недоволен?

Сейчас, детишки, я вас немного попугаю

Во-первых, разработчики приложений и, в более широком смысле, сервисов. Им и так приходится несладко в кипящем бульоне запредельной конкуренции под названием App Store, где почти 2/3 искателей счастья даже не отбивает затраты на создание приложения, а тут еще Apple всей своей мощью вышибает из бизнеса целые классы программ. Конечно, с особо «жестяными» условиями, вроде запрета на «дублирование функциональности встроенных приложений», давно покончено, но нельзя не признать, что появление встроенного по умолчанию (да еще и бесплатного) решения резко сужает спрос до группки эстетов-извращенцев, которым нравится iPhone, но не нравится встроенное приложение X — не так-то уж и много на таких заработаешь.

Много шума в этом смысле наделала тесная интеграция Twitter в iOS 5. Не могу сказать, что она позволяет совсем отказаться от скачивания отдельного приложения, но в целом есть мнение, что создателям сторонних клиентов придется несладко. К тому же своя фига в кармане тут торчит и в сторону всяких геолокационных сервисов вроде Foursquare, Gowalla или Ditto (и даже Facebook Places!) — ведь из приложения «Карты» можно отправить в Twitter (который читают не в пример большее число людей) не только текущее местоположение, но и планируемое! — получается даже намного «социальнее». А то, что в «мэры» таким образом не пробиться и скидку в кафе не получить — не беда, это и так мало где работает. Постинг фотографий в Twitter тоже может осложнить жизнь всяким там Instagram’ам с Hipstamatic’ами — особенно с учетом того, что фотографии теперь можно редактировать прямо в iPhone.

Тесная интеграция с Twitter делает некоторые приложения и сервисы не очень нужными

Да, и про браузер стоит вставить отдельные пять копеек. Прикрутив по просьбам трудящихся нормальные вкладки, Apple много кому обломала сладкую одно-, а то и двухдолларовую жизнь. «Социальщина» продолжается и тут — ссылку на читаемую страницу можно отправить с комментарием все в тот же Twitter. И еще одна кнопка, на стул парням из ReadItLater и Instapaper — «откладывать на потом» нечитабельно длинные полотна можно прямо из Trip, через родной эппловский сервис Reading List.

Несколько меньшее беспокойство стоит испытывать создателям разнообразных облачных хранилищ вроде Dropbox. Действительно, Apple с осени предоставит пользователям целых 5 Гбайт бесплатно, чего точно должно хватить для хранения разнообразных офисных документов. Но сила Dropbox — в его запредельной универсальности, даже для умирающей Symbian клиент написали. В отношении iCloud есть огромные сомнения в доступности за пределами Mac OS X и iOS.

 

«Облачный» сервис iCloud вряд ли испортит жизнь DropBox, а вот сотовым операторам когда-нибудь может

Дальше по списку обиженных у нас создатели разнообразных «революционных» систем обмена бесплатными сообщениями — теперь ими могут обмениваться абсолютно все обладатели совместимых с iOS 5 устройств через соответствующее приложение. Тем же маршрутом следуют создатели трехкопеечных редакторов списков покупок и прочих ToDo-шек — приложение Reminders вряд ли способно заменить серьезную многослойную GTD-систему, но большинству пользователей и так не хватает самодисциплины воплощать все эти принципы в реальной жизни. Ах, да, еще приложением Newsstand обидели создателей отдельных журнальных приложений, а ведь они так старались… Впрочем, об этом ниже.

Бесплатный обмен сообщениями — плохая новость для операторов и разработчиков IM-систем.

Во-вторых (этот пункт намного короче), осмелюсь предположить, что утром 6.06. 2011 в своих кухнях подавились мацой очень многие менеджеры сотовых операторов — из тех, кто хоть чуть-чуть способен смотреть в [кошмарное, беспросветно-низкомаржинальное] будущее. Прикиньте, сколько iOS 5 из-за своей интеграции с iCloud будет жрать трафика! А ведь это Apple еще стримминг музыки из «облака» не включили! Конечно, сейчас по сотовым сетям будет идти только синхронизация легких данных вроде контактов с календарями, а резервное копирование и установка приложений из iCloud осуществляются по WiFi… Но есть мнение, что перенос музыки в «облако» со временем потребует ее стриминга — естественно, через самые распространенные сети, сотовые. Вот экспоненциальные графики роста объема передачи данных будут, загляденье! А неровен час, камера фото и видео снимать прямо в «облако» начнет… И все это на фоне весьма вялого роста доходов или даже их падения из-за снижения спроса на голосовые услуги (и падения SMS-трафика из-за того же iMessage). Засада…

Долой бесконечные одинаковые ToDo-приложения!

В-третьих… Вот этот пункт пишу с тяжелым сердцем — поэтому зайду издалека. Вот вы читаете новости — совершенно бесплатно. А мы то пишем — не бесплатно ни разу. Разница, естественно, берется из рекламы, которую размещают производители и продавцы разнообразной IT-продукции (и не только – прим. редакции). Печатные издания — они (по крайней мере, в России) тоже не с реализации тиража живут, это почтенное мероприятие себя даже окупает-то крайне редко. Да, некоторые издания пытаются заработать, наскоро сляпав планшетные версии и продавая их по цене бумажных, — но этот фокус у них прокатывает все хуже. А с повышением налогов расходы на производство контента только растут — как будто и без того не хватает проблем в этом треугольнике из «принципиальных, высокоморальных» журналистов, ушлых и коварных вендоров/пиарщиков и инноваторов с гарантированными билетами в светлое будущее.

Хотите красиво подать свой журнал? Продавайте через Apple!

Приложением Newsstand (Киоск) Apple очень серьезно бьют по этим доморощеным «инноваторам», которые всем подряд предлагали делать свою собственную, уникальную систему распространения контента, чтобы доминировать и контролировать. Черта с два! — говорят в Купертино, — всех к единому знаменателю! В этой плоскости интересно посмотреть, какой инструментарий Apple предложат издателям для публикации их продукции в Newsstand — велика вероятность, что несчастным всезнайкам из Adobe и в этой плоскости тоже испортят бизнес. Не думаю, что создание отдельных приложений запретят, но вот осложненить жизнь их создателям можно очень просто — достаточно разрешить подписываться на издания только через Newsstand, а гордым и независимым предложить продавать номера по одному — многие пользователи при такой модели забывают купить новый номер и лишают издателей дохода.

Огромный привет на WWDC’2011 передали и продавцам онлайн-рекламы (Google, получается, тоже) — путем добавления в мобильную версию Trip функции Reader, уже довольно давно прописавшейся в десктопной версии браузера. Как, вы еще не пробовали? Скачайте Trip, откройте в нем эту страницу и нажмите кнопку Reader в адресной строке. Бах! — и исчезла вся второстепенная шелуха вроде баннеров/ссылок/рекламы, остались только текст и иллюстрации, — ставлю пятерку, что вот эта функция в Google Chrome точно не появится. Психологи, кстати, говорят, что молодежь нынче эти мусорные элементы и так научилась не замечать, мол, даже мозг не регистрирует. Тут уместно вспомнить и еще один мощный adblocker от Apple, против особо назойливых видов рекламы — отсутствие поддержки Flash. Читатель в экстазе, рекламодатель в печали — и печаль эта быстро перекидывается на менеджмент издания, а дальше и на коллектив. Но продвигать продукты все равно как-то нужно, поэтому сами прикиньте, насколько в такой ситуации увеличится количество «проплаченых постов».

Держим пари, Google для Chrome такого делать не станет

Небрежно, пяткой левой ноги Apple пнули и еще один способ, которым многие онлайн-ресурсы поднимают деньжат — разбиение недлинных в общем-то статей на куски. Рекламодатели обращают внимание на посещаемость, а когда одна статья генерирует не один клик, а три, пять или даже семь — это хорошо. Конечно, уникальный посетитель все равно один, но «вовлеченность»-то выше! Мало того, что это не вполне честно, так еще и очень неудобно для читателей! Ничего, Mobile Trip и такие статьи умеет собирать в единое «полотно» — опять-таки, безо всякой рекламы.

На память приходит цитата из «Укола зонтиком»: «А кругом трупы, трупы, трупы и трупы!!!» На самом деле все не так уж мрачно. Многим ли усложнили жизнь нововведения? Многим. Некоторым даже [потенциально] очень сильно. Снижает ли это привлекательность платформы? Да ни разу. Да, разработчики получили новую порцию горячего дыхания над ухом, но ведь от всех этих новшеств обычным пользователям только радость. В итоге на более привлекательную iПолянку набежит еще больше толстых, вкусных кроликов-потребителей, и… Дальнейшее для изобретательного, грамотного разработчика с хорошим видением рынка — дело техники.

Автор: Антон Нехаенко

Оставить комментарий

  

  

  

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика